Открывая Удмуртию / Новости  / Статус финно-угорской культурной столицы 2015 года получила Обиница
18 Янв

Статус финно-угорской культурной столицы 2015 года получила Обиница

Финно-угорской культурной столицей 2015 стала сетусская деревня Обиница (Эстония), решение о присуждении этого статуса было объявлено 11 августа 2014 года в Хельсинки.

Статус победителя конкурса объявлен по результатам конкурса заявок, в котором в этом году приняло участие 6 сельских поселений финно-угорского мира. Четыре российских населенных пункта: село Большая Коча Пермского края, деревни Хайколя и Вуоккиниеми (Вокнаволок) Карелии, а также деревня Висмино Ленинградской области. Эстонию на конкурсе представляла деревня Обиница, которая принимает в нем участие уже во второй раз. Венгрию — город Веспрем.

В финал конкурса вышло 3 финалиста: карельская деревня Вуоккиниеми (Вокнаволок), сетуская деревня Обиница (Эстония) и венгерский город Веспрем. Победителя конкурса выбрало международное жюри в составе: президента МАФУН Сампсы Холопайнена (финн), депутата парламента Эстонии Март Мери, главы села Быгы Нины Беляевой и венгерского журналиста и консультанта по PR Петера Араньи.

Проект «Культурные столицы финно-угорского мира» стартовал в марте 2013 года по инициативе и поддержке Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН).
Первой «Культурной столицей финно-угорского мира 2014» стала удмуртская деревня Быгы (Шарканский район, Удмуртия).
Программа нацелена на поощрение действий общественности и органов местного самоуправления по укреплению идентичности, сплоченности, имиджа финно-угорских народов в местах их традиционного проживания и на международном уровне.

Справка. У деревни Обиница достаточно длинная история существования. Первые письменные упоминания о ней относятся к 1652 году, но, судя по всему, история деревни уходит поистине вглубь веков. 15 лет назад на горе в полутора километрах от деревни учёные обнаружили защищённое человеческое жильё 1600-летней давности. Существующие исследования следов проживания людей на горе также датируются V – XVII веками. Учёные полагают, что люди попали сюда по верхнему течению реки Пиуза с берегов Псковского озера. В Обинице и её окрестностях найдены археологические предметы, относящиеся к прибалтийско-финским племенам. Считается, что на горе люди не жили постоянно. Скорее всего, её использовали как убежище во время войн.

Окрестность находится на склонах долины реки Пиуза. Раньше эта местность была болотистой. После проведения мелиорации довольно плоскую землю стали разделять множество маленьких и больших долин. Сегодня недалеко от Обиницы есть озеро-запруда масштабом в 22 гектара, на склонах долины богатые грибами и ягодами сосновые леса, песчаники с выбитыми родниками или человеческими руками пещерами. Одну из них называют Йюдатарэ. Эту пещеру использовали во время войны как убежище.

По последним данным, население Обиницы составляют сету, эстонцы, несколько русских, хант и удмурт. В основном, все они христиане. Православная церковь в Обинице относится к Константинопольской Патриархии. Помимо них в деревне проживает несколько лютеран и неверующих. Черты дохристианской веры сохранились только в похоронном обряде.

Сегодня население занимается сельским хозяйством, выращивает овец, продаёт лес, занимается этнотуризмом, предпринимательством. Также здесь активно поддерживают народное искусство: изготавливают изделия из серебра, занимаются вышивкой, ткачеством и сохраняют традиции национальной кухни.

Материал предоставлен Министерством национальной политики Удмуртской Республики

No Comments

Leave a Reply: