Top
Ижевск — Открывая Удмуртию
fade
3814
destinations-template-default,single,single-destinations,postid-3814,mkd-core-1.1.1,mkdf-social-login-1.2,mkdf-tours-1.3.1,woocommerce-no-js,tribe-no-js,voyage-ver-1.5,mkdf-smooth-scroll,mkdf-smooth-page-transitions,mkdf-ajax,mkdf-grid-1300,mkdf-blog-installed,mkdf-breadcrumbs-area-enabled,mkdf-header-standard,mkdf-sticky-header-on-scroll-down-up,mkdf-default-mobile-header,mkdf-sticky-up-mobile-header,mkdf-dropdown-default,mkdf-fullscreen-search,mkdf-fullscreen-search-with-bg-image,mkdf-search-fade,mkdf-medium-title-text,wpb-js-composer js-comp-ver-5.2.1,vc_responsive

Ижевск

По решению Президиума Ижевского городского Совета, 18 ноября 1935 года в 9 часов утра открылось трамвайное движение. Первый в истории Ижевска трамвай вышел на улицы города. Трамваи начали ходить в Ижевске не часто,  по одному машруту (от вокзала до улицы Кирова). Протяженность первого машрута состовляла 5 километров. Трамвайная линия  была однопутной, поэтому встречный общественный транспорт разъезжался только на остановках.

Спустя год маршрут был продлен с обоих концов — до Казанского вокзалаи до парка им. Кирова. образовался второй маршрут, а трамвайный парк был увеличен с 5 до 19 единиц. Основание первых трамваев было сделано из дерева, поэтому, когда вагон сходил с рельсов, кондуктор просил пассажиров поставить его обратно.  С момента открытия трамвайного движения и вплоть до конца 1943 года вагоны обслуживались в деревянном боксе, либо на открытых канавах без соответствующей производственной базы, но развитие трамвайного движения привело к открытию первого Ижевского депо.


Первый ижевский трамвай

География Ижевска

Ижевск,  столица Удмуртии, входит в двадцатку крупнейших городов России.  Город располагается в Восточной части Восточно-европейской равнины, в междуречье Вятки и Камы, на несудоходной реке Иж, которой он обязан своим названием. Главный водоём города — искусственно созданный во второй половине XVIII века Ижевский пруд, являющийся одним из крупнейших гидротехнических сооружений Европы.

Территория Ижевска представляет собой всхолмленную равнину. Наиболее возвышенной частью Ижевска является междуречье рек Карлутка и Чемошурка, здесь сейчас располагается Восточный посёлок — 208 метров над уровнем моря. Южная часть города — низменная, местами заболоченная. Самые низкие места в городе — долины рек Иж и Позимь. Река Иж с Ижевским прудом делит город на две части — Заречную (промышленную) и Нагорную с жилыми массивами.

Климат умеренно-континентальый с коротким тёплым летом и продолжительной холодной зимой. Среднегодовые показатели: температура — +3,0 C°, скорость ветра— 3,6 м/с, влажность воздуха — 76 %. Абсолютный минимум был отмечен 31 декабря 1978 года.  Абсолютный максимум был зафиксирован в период летом 2010 года — 24 июля температура воздуха в Ижевске составила +37 C°. Самым тёплым месяцем является июль — его средняя температура за многолетний период наблюдений составляет +19 C°.Самый холодный месяц — январь, его средняя температура составляет −12.4 C°. Температурный режим Ижевска значительно отличается от пригородной зоны: средняя температура в городе выше на 0.6 C°- 0.8 C°. В тёплые дни в центральной части города воздух нагревается на 1.5 C°- 2.0 C°, а иногда и на 5.0 C° больше, чем в пригороде, особенно в районах с многоэтажной застройкой. Наибольшая разница температур наблюдается в безветренную погоду, когда воздух стоит на месте и город «не проветривается», в особенности ночью.

Ижевск — крупный экономический, транспортный, торговый и культурный центр страны, известный в стране и мире своими оборонной, машиностроительной и металлургической промышленностью. Один из крупнейших промышленных центров Урала и Поволжья. Город трудовой славы.

История Ижевска

Земли на которых возник город Ижевск были заселены издавна. Археологические исследования позволили установить, что первые поселения людей существовали на этой территории с V века н.э.
После окончательного присоединения Удмуртии к России, в 1582 году указом царя Ивана IV земли по берегам реки Иж были пожалованы татарскому князю Яушеву, а удмуртское население — обложено оброком.
Следующий этап в развитии Ижевска начинается со строительством в 1760 году железоделательного завода графом Петром Шуваловым. Строится при заводе и одноименный заводской поселок. С этого момента история города неразрывно связана с историей завода.
Наиболее выгодное место для плотины избрал инженер Алексей Москвин, руководивший строительством завода. К 1763 году плотина была возведена, был создан Ижевский пруд.Тогда же на заводе получили первое кричное железо. После смерти Шувалова, в счёт погашения семейного долга, 15 ноября 1763 года Екатерина II подписала указ о взятии Ижевского завода в казну.
Крестьянское восстание 1774 года не обошло Ижевский завод. Е.И. Пугачёвым город был захвачен и было казнено заводское начальство (42 человека). Завод был разграблен и частично сожжён.
В 1807 года император Александр I подписал указ об основании нового оружейного завода на Урале. В этом же году под началом А. Ф. Дерябина на месте железоделательного завода заложен оружейный завод. В 1824 году на Ижевском заводе побывал сам Александр I.
В 1865 года завод был передан в аренду «Товариществу промышленников». Через 5 лет в аренде начнут участвовать Л. Э. Нобель и П. А. Бильдерлинг. В 1884 году завод из аренды был возращен в казну.
Революционные события 1917 года глубоко затронули Ижевск.
5 марта 1917 года заводской актив решил преобразовать собрание цеховых старост в Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, объявив его «органом законодательного характера». 6 марта 1917 года собрался костяк будущего Совета из 30 рабочих, 4 представителей войсковых частей и 7 — от остального населения Ижевска. 7 марта 1917 года цеховые старосты окончательно сложили полномочия, избрано 160 депутатов, начал работать полноценный Совет рабочих депутатов.
С сентября 1917 года многопартийный прежде Совет стали контролировать большевики. Исключительно большевистской стала газета «Известия Ижевского Совета», считавшаяся до этого «внепартийной демократической газетой».
27 октября 1917 года в Ижевске провозглашена Советская власть и в ноябре 1917 года разработан первый «Устав Ижевского Совета». 21 февраля 1918 года ижевский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов провозгласил посёлок Ижевский Завод — городом. 28 мая 1918 года большевики распустили Совет и 21 июля 1918 года все лидеры бывшего Совета были арестованы. 8 августа 1918 года начинается массовое антибольшевистское восстание, начинается формирование Народной армии (Ижевской дивизии). После кровопролитных боёв 7 ноября 1918 года Ижевск был взят штурмом Красной армией.
В связи с приближением войск Колчака, 9 апреля 1919 года начинается эвакуация части служащих и рабочих, а также основного оборудования оружейного завода. 13 апреля в Ижевск вошли части белых. Но уже 8 июня 1919 года состоялся последний штурм города несколькими дивизиями Красной армии.

10 июня 1921 года из города Глазов в Ижевск переведена столица Вотской автономной области. 28 декабря 1934 года Ижевск приобрел статус столицы УАССР.
Приобретение столичного статуса, а также размещение в городе крупных промышленных предприятий обусловили его бурное развитие. Всего за 60 лет население советского Ижевска увеличилось в 10 раз. Территория города начала активно застраиваться и расширяться, поглощая соседние населённые пункты. Так, только за период с 1940 по 1988 год в черту столицы Удмуртии вошло 17 деревень и посёлков!
Начало 30-х годов стало переломным рубежом в развитии города и всей Удмуртии. В 1930-м году в Ижевске состоялась первая конференция удмуртских писателей, были образованы Удмуртская государственная филармония, и театрально-художественное училище. В 1931-м году открыты Удмуртский педагогический институт (сегодня — Удмуртский государственный университет), Удмуртский институт истории, языка и литературы, Удмуртский государственный драматический театр (сегодня — Государственный национальный театр Удмуртской Республики). 18 ноября 1935 года в городе состоялось открытие трамвайного движения. Первый маршрут длиной в 5 километров прошел по улице Карла Маркса от Вятского переулка до Воткинской ж/д линии. В результате бурного развития к концу 1935 года Ижевск становится крупным промышленным и индустриальным центром Урала.
В 1943 году было сооружено новое каменное здание цирка на 1811 мест. Здание явилось первым в Удмуртии купольным сооружением с металлическими конструкциями. Строительство Ижевского цирка начатое ещё до войны, закончилось в 1943 году.
Осенью 1941 года в Ижевск эвакуируются несколько оборонных предприятий. В июне 1942 года организован Ижевский механический завод. Город-завод за годы Великой Отечественной войны произвел 12 500 000 единиц стрелкового оружия.
В послевоенное бурное развитие столицы УАССР продолжается.
В 1948 году на мотозаводе начинается выпуск автомата Калашникова «АК». В 1929 году был собран первый советский мотоцикл. А 12 декабря 1966 года с конвейера сошёл первый ижевский автомобиль.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 декабря 1978 года Ижевск награждён орденом Октябрьской Революции.
27 декабря 1984 года по инициативе партийных властей город был переименован в Устинов в память о бывшем министре обороны СССР Дмитрии Устинове, однако уже 19 июня 1987 года после многочисленных протестов городской общественности Ижевску было возвращено его прежнее название.
11 февраля 2000 года было принято совместное постановление Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики, положившее начало воссозданию Свято-Михайловского собора. В мае 2004 года состоялось закладка в основание будущего собора освященного креста.
В сентябре 2003 года открылось новое здание цирка на месте построенного в 1943 году. Первыми посетителями цирка стали первоклассники со всей Удмуртской Республики.
В 2004 году Ижевску присвоено звание «Ижевск — культурная столица Поволжья 2004».
В 2008 году состоялось празднование 450-летия добровольного присоединения Удмуртии к России.
3 сентября 2010 года город отпраздновал свое 250-летие.
29 ноября 2011 года Главой Удмуртской Республики Александром Волковым подписан Указ о присвоении Ижевску звания «Город трудовой славы». Столица Удмуртской Республики стала первым «Городом трудовой славы» в России.

Символика Ижевска

Герб представляет собой изображение геральдического щита. В рассеченном серебряном и голубом поле щита изображены клещи переменных цветов и поверх них такая же стрела в столб. Позади клещей , две зеленые рябиновые ветви накрест, имеющие у основания червленые (красные) гроздья. Автором герба города является творческий коллектив в составе Бехтерева Сергея Львовича и Быкова Николая Анатольевича.

Флаг города Ижевска представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 1:2 рассечённое на белое и голубое поле, с двусторонним изображением в центре флага основного элемента, герба города Ижевска. Габаритная ширина изображения основного элемента флага — герба города Ижевска должна составлять 1/4 части длины полотнища флага, габаритная высота 1/3 части длины полотнища флага.