Главная » Спорт » Статьи » Аналитика » Об этническом в брендировании Удмуртии

Об этническом в брендировании Удмуртии

На Гербере

Не секрет, что сегодня этника —  это одно из трендовых течений сфер культуры и досуга. В значительной степени следствием этих мировых тенденций в последнее время является растущий интерес к этнографическому туризму. Об этом свидетельствует динамика роста спроса на  этнотуристический продукт.

Во многом этот спрос может удовлетворить Россия как одна из немногих стран, для которых характерно большое разнообразие этнокультурных ресурсов. Этническое, конфессиональное, хозяйственно-культурное  богатство делают Россию потенциальным центром мирового этнографического туризма.

Достаточно огромным этнотуристическим потенциалом как часть России располагает Удмуртия. В нашей Республике представлены почти все модели развития этнотуристического продукта. Центрами развития этнотуризма давно уже стали резиденция «Тол Бабая», архитектурно-этнографический музей «Лудорвай».  А их безусловная популярность лишний раз иллюстрирует востребованность продуктов этнотуристического характера.
Весьма внушительным потенциалом обладают г. Сарапул с обаянием русского купечества, родовые усадьбы с удмуртским компонентом – «Сальядор» и «Мумы дор»;  с. Бураново со знаменитыми жительницами, городище «Иднакар».

Отдельно стоит отметить и активные этнотуры:  «Незабываемые дороги» (с бесермянской составляющей), «Мумы Гырлы»  (с удмуртской) в Киясовском районе, «Тропа двух культур» (с марийской и русской) и другие.

Привлекательность этнотуристического продукта определяет не только сопутствующей уникальной инфраструктурой, но и event-составляющей предложения. Интересным примером такой событийности является национальный удмуртский праздник «Гербер», на который ежегодно приезжают туристы из Европы и регионов России. В этом году Министерство национальной политики Удмуртии инициировало проведение нового и очень амбициозного фестиваля «Всемирный день пельменя». Пельменьфест, проходивший под слоганом «Удмуртия – родина пельменя» потенциально способен стать уникальной площадкой для привлечения как частного, так и делового туризма.

Несмотря на все эти положительные моменты существует и ряд проблем в этой области, порожденных негативными тенденциями как общероссийского, так и регионального характера. В первую очередь, речь идет об ограниченности информационных ресурсов, сосредоточенных на объектах этнотуризма, недостаточной разработанности этнокультурного бренда.   Низка и плотность общей туристической инфраструктуры.

Нельзя забывать и о стремлении наших ближних и дальних соседей разыграть этнокультурную карту. Общеизвестна Старотатарская слобода в Казани, Финно-угорский этнопарк в с. Ыб, международный фестиваль национальных культур «Жар-птица» в Кирове и другие.

Сможет ли Удмуртия в полной мере задействовать свой этнотуристический потенциал, выставить конкурентноспособный этнотуристический продукт и качественно выделиться на фоне соседей?

Здесь гораздо больше вопросов, чем ответов. Как кажется, для обеспечения эффективного развития потенциала  Удмуртской Республики в целом ключевой задачей сегодня является складывание заинтересованной команды. Власть сегодня готова не только к диалогу, но и к формам поддержки, при этом от бизнеса и общественности должны исходить качественные инициативы.